Бетонные ступени для крыльца своими руками

Оригинальные бетонные ступени для крыльца служат украшением частного дома. Пошаговое руководство по самостоятельному изготовлению позволит обойтись без вызова монтажных бригад.

Подготовка

Заливка ступеней бетоном требует подготовки. В первую очередь необходимо определить число, высоту и ширину ступеней, рассчитать примерные денежные затраты. Ширина ступенек должна превышать ширину входных дверей, по меньшей мере, на пятнадцать сантиметров. Если строители планируют сделать широкую площадку возле здания, можно увеличить и параметры крыльца. Также важно подумать о необходимости заливки пандуса. Каждая ступень должна быть высотой около семнадцати сантиметров, шириной – примерно тридцать сантиметров. Наклон бетонного крыльца должен составлять сорок пять градусов, если этот показатель будет выше, то по лестнице будет сложно подниматься, в особенности инвалидам и людям преклонного возраста. Если насчитывается более трех ступеней, строители должны позаботиться об установке устойчивых перил. Перед началом работ важно сделать чертежи с указанием размеров. Затем можно начать подготовку основания, для изготовления которого также используется бетон.

Ступени для крыльца

Сделать ступеньки на крыльце, как и уличную лестницу для загородного дома полностью, можно разными способами.

При подборе конструкции полезно знать недостатки и преимущества тех или иных материалов, форм каркасов, видов дизайна. Какие из них наиболее простые в монтаже, экологичные, красивые и долговечные.

Технические требования

Нужно предусмотреть, чтобы при открывании двери от себя, место для маневрирования оставалось не менее 1,2 м. Если же дверь открывается к себе – 1,5 м.

Уличные ступени не делают с закруглением ребрами более 5 см. Для безопасности передвижения лучше применять глухие конструкции маршей, где присутствуют вертикальные подступенки. Это исключает проскальзывания ноги.

Если число ступенек 3 и более, то нужно ставить перила.

Не стоит предусматривать уклон лестницы к дому (наружной) более 45˚. СНиП допускают и 50˚, но удобным для большинства людей считают уклон менее 35-37˚.

Размеры, формы

Высоту подъема и ширину проступи в пределах марша лучше делать одинаковыми. Ширина проступи – больше 40-45 см, а высота подъема не более 18-20 см, т. к. по лестнице может подниматься инвалид, старый человек или ребенок.

Если планировать железобетонную конструкцию, то на рынке представлено большое количество готовых маршей, расчеты для которых выполнены профессионалами.

Также можно воспользоваться заводскими формами блоков для наружных лестниц, которые монтируются на месте строительства.

Ступени на крыльцо делают в форме:

  1. Прямоугольника (наиболее распространенный классический вид).
  2. Трапеции (у винтовых поворотных моделей).
  3. Радиальных (с ориентацией на центральную ось располагаются по окружности).

Можно выделить конструкции без подступенков – открытые, и с подступенками – закрытые (глухие).

Минимальная ширина лестницы, чтобы ей было удобно пользоваться – не менее 60 см.

Виды, дизайн, стили

Использование древесины, чтобы сделать лестницу для крыльца, является самым доступным и простым способом. Их делают из досок толщиной 40-50 мм.

Этот материал хорошо поддается обработке, имеет необходимую прочность, с его помощью можно создать оригинальные конструкции. Дерево удачно сочетается с каменными изделиями, кирпичом и металлическими элементами.

Деревянными могут быть, как сами ступени, так и поручни, балясины, косоуры, тетива, подступенки. Для их изготовления используют лиственницу, ясень, дуб, бук. Надежные изделия делают из бревен, разрезая их вдоль пополам.

Большинство дизайнерских задач можно решить, применяя каркасные модели лестниц. Несущую конструкцию выполняют из железобетона, металла или того же дерева.

Наиболее легкой получается каркас из металла. Его отделывают деревом, натуральным или искусственным камнем, плиткой, керамогранитом. Классический вид можно получить, если использовать кованые элементы.

Особенности металлических каркасных конструкций:

  • возможность исполнить форму любой сложности;
  • при правильной антикоррозийной обработке конструкция будет долговечной и надежной;
  • по стилю и техническому исполнению металл хорошо сочетается с другими материалами.

Если использовать в качестве материала бетон, то получится монолитная конструкция, которую можно декорировать разными способами. Манипулируя опалубкой для железобетона, делают разные формы, например, круглое крыльцо.

Читайте также:  Варианты расчета осадки фундаментов методом послойного суммирования

Как построить бетонное крыльцо для дома, технология на практике

Пред тем как сделать бетонное крыльцо, расчистите выделенный участок от камней и мусора, перенесите чертежи на местность, отметьте периметр постройки столбиками. Обычно для такого рода сооружений заливают незаглубленное (на глубину 200-300 мм) или мелкозаглубленное  (на глубину 500-700 мм) основание.

Устройство крыльца из бетона начинается с рытья котлована глубиной  до 700 мм

Устройство фундамента

Чтобы правильно залить фундамент под крыльцо, снимите мягкий плодородный грунт, и выкопайте котлован равный площади пристройки   + 100 мм по кругу, на нужную глубину. Дно котлована утрамбуйте, насыпьте слой щебня средней фракции, толщиной 100-300 мм, далее слой песчаника 200-300 мм, пролейте водой, и уплотните. Проверьте уровнем горизонтальность дна котлована, при необходимости подсыпьте песка. Песчано-щебеночная подушка служит дренажом, и одновременно защищает бетон от агрессивного воздействия почвы и грунтовых вод. Сверху подушку укройте слоем гидроизоляции, это может быть геотекстль или рубероид, если ширины материала не хватает на весь котлован, на стыках делайте нахлест в 100-150 мм.

Опалубка

Опалубка для крыльца из бетона обычно изготавливается из специальной пропитанной фанеры либо необрезной доски толщиной 15 мм.  Сначала устанавливаются бока для крыльца. Для боков можно сделать шаблон из картона, затем сколотить несколько досок, перенести на деревянный щит шаблон, и выпилить ступеньки. Готовые бока устанавливаются на дно котлована параллельно друг другу, с наружной стороны они закрепляются колышками, и дополнительно подпираются, чтобы при заливке тяжелым бетоном опалубка не потеряла геометрию и не развалилась. Уровнем проверяется вертикальность боков, затем они стягиваются между собой перемычками в нескольких местах.

Перед тем как залить крыльцо своими руками, необходимо построить опалубку и правильно уложить арматуру

Когда монтаж боковых деталей опалубки завершен, к вырезам крепятся внешние ограничители ступенек, для этого лучше использовать обрезную доску, высота которой должна равняться высоте ступеньки.

Схема, как сделать опалубку для крыльца

[su_label type=»info»]Совет:[/su_label] [su_highlight background=»#CFE7FC»]Перед тем как залить крыльцо полукругом из бетона на подушке чертятся круги, затем по всей длине, через каждые 200-300 мм в землю вбивается парная арматура, между которой просовывается гнущиеся полоски опалубки, например из пластика. Высота полосок должна равняться высоте ступенек.[/su_highlight]

Армирование

Армирующий каркас отвечает за прочность бетонных строений, за его устойчивость к воздействию нагрузок на сжатие и растяжение, поэтому важно не просто накидать арматуру, а сделать полноценную металлическую конструкцию. Для бетонного крыльца рекомендуется использовать ребристые пруты с сечением 8-10 мм, очищенные от ржавчины и масленых пятен. Рекомендуемый размер ячейки 100*100 – 200*200 мм.

Связывается арматура вручную, вязальной проволокой. Для самой нижней ступеньки можно сделать всего один ярус, если высота от дна котлована до верхнего горизонта ступени более 200 мм, следует сделать конструкцию из двух горизонтальных ярусов.

Армирующий каркас должен быть со всех сторон залит бетоном, не менее чем на 50 мм. Поэтому перед тем как установить арматуру на дно котлована, ставятся камушки или специальные подставки.

Армирование полукруглой конструкции

Бетонирование крыльца

Крыльцо находится под воздействием постоянных механических нагрузок и агрессивной среды, включая пучинистость, грунтовые воды с кислотными и щелочными примесями, большие перепады температуры. Чтобы противостоять таким сложным условиям требуется особый рецепт бетонной смеси, состоящей из 1 ч. цемента не ниже марки М 200: 2,5 ч. песка : 3 ч. щебня. Состав следует хорошо вымешать, можно лопатами, но лучше бетономешалкой.

Чтобы не образовывалось швов и мостков холода крыльцо заливаем бетоном одномоментно в полном объеме. Заполнив опалубку бетоном, следует выпустить воздух, чтобы внутри не образовывалось пустот, для этого на всю глубину смесь протыкается арматурой как можно чаще. Конструкцию оставляют на 7 суток, чтобы бетон встал, далее можно снимать опалубку. Далее выполняется боковая гидроизоляция фундамента, бока можно промазать гудроном, или обклеить рубероидом, после чего выполняется обратная засыпка грунта.

Монолитное бетонное крыльцо перед облицовкой

Изготовление опалубки из фанеры

Доски при желании меняются на прочную фанеру. Но придется немного больше поработать. Если горбыль просто распиливается на отрезки нужной длины, то на фанере сначала рисуются нужные детали, затем в дело идет пила или лобзик.

Фанера наиболее удобна для сооружения боковин, так как вместо соединения воедино разрозненных досок, можно вырезать единое полотно. Достаточно выбрать материал с влагостойкой пропиткой толщиной не менее 10-12 мм. Далее работа проводится так же, как и в случае с обычными пиломатериалами. Потребуются упоры, обработка машинным маслом.

Читайте также:  Из чего лучше всего сделать цоколь дома?

Основные принципы строительства

При строительстве парадного входа крайне важно придерживаться основополагающих правил, благодаря которым достигается качество и долговечность сооружения. Прежде всего, глубина фундамента бетонного крыльца должна совпадать с основанием здания. С помощью специального армирования производят соединение конструкции с домом. Гидроизоляция сооружения продлевает срок его службы.

Учитывая основные принципы строительства, приступают к подготовке площадки. Если нужно заменить старую конструкцию, то сначала ее демонтируют, убирают мусор и всю растительность. Далее делают разметку, ориентируясь на проект.

Следующий этап – подготовка фундамента под крыльцо, который включает:

  • сооружение котлована;
  • выравнивание площадки;
  • создание подушки из песка и гравия;
  • сооружение опалубки для основания конструкции.

Чтобы соединить крыльцо с фундаментом здания, выполняют армирование. Для этого в стене просверливают глубокие отверстия, куда вставляют часть арматуры. Затем ее жестко прикрепляют к основанию будущей конструкции. Расстояние между прутьями – примерно 10 см. Арматура, расположенная вертикально, должна выступать над фундаментом на 20 см. Подготовленную площадку заливают бетоном, уплотняют вибратором, после чего укрывают плотной мешковиной на 3 суток. По истечению срока, снимают опалубку и делают гидроизоляцию с помощью рубероида либо специальной пленки.

Приготовление цементно-песчаной смеси и бетонирование лестницы

Заливка ступеней крыльца своими руками производится готовыми составами, которые доставляются специально оборудованными автомобилями.  Другой вариант возведения крыльца – приготовление цементно-песчаных смесей с применением бетономешалки или вручную в подходящей для этих целей емкости. Заливка ступеней бетоном осуществляется начиная с нижней ступени, послойно,  с  перерывами, необходимыми для высыхания состава.

Процесс изготовления опалубки

Приготовление смесей своими собственными руками позволит уменьшить стоимость строительства крыльца. Процесс выполняется следующим образом: в корыто насыпается песок, в который добавляется щебень и цемент. Состав перемешивается вручную лопатой до получения однородной массы. Затем в смесь добавляется небольшими порциями вода при постоянном помешивании. Консистенция бетона должна соответствовать по густоте сметане.

Как правильно залить крылечные ступеньки и получить прочную конструкцию? В первую очередь, следует правильно подобрать нужное соотношение компонентов.

Рекомендация:

Способ определения необходимого количества составных частей бетона состоит в следующем. В ведро насыпается щебень до верхнего уровня, затем заливается  вода по кромку. Объем жидкости будет соответствовать количеству песка и цемента, которые следует добавлять в бетон.

При выполнении работ своими силами возникает вопрос — как залить ступеньки невысокого крыльца и сделать это правильно. Несмотря на кажущуюся сложность этого процесса, его вполне возможно выполнить без привлечения специалистов, а после этого — еще и сделать эстетичную отделку крыльца и фото показать нам.

Для получения первичных навыков строительных работ и формирования понимания того, как забетонировать ступеньки крыльца, видео, приведенное в данной статье, окажется весьма кстати. Напишите нам, что у вас получилось в результате, поделитесь с нами своим опытом.

Похожие публикации

  • Бетонные лестницы: виды, технология изготовления
  • Строительство и облицовка бетонного крыльца
  • Технология устройства бетонной лестницы
  • Железобетонные ступени: виды и технология
  • Надежная красота крыльца вашего дома
  • Как сделать опалубку для бетонной лестницы?

(2 голосов, оценка: 5,00 out of 5)

Заливка бетона

Благодаря металлическим прутьям и старому кирпичу можно не только увеличить прочность и продлить срок службы конструкции, но и значительно сэкономить на покупке материалов для приготовления бетона. Да и время на смешивание этих материалов также уменьшится.

Лучше всего замешивать бетон с помощью специального инструмента — бетономешалки. Даже несмотря на арматуру, которая сокращает объем необходимых материалов, бетона понадобится все равно много. Можно вместо бетономешалки применить и обычную лопату, но тогда придется долго возиться с приготовлением раствора, да к тому же качество бетона в этом случае оставит желать лучшего.

Как только раствор будет приготовлен, нужно незамедлительно залить ступеньки к крыльцу из бетона. Долго лучше не ждать, поскольку он очень быстро схватывается. Бетонирование начинается с нижней ступени. При этом каждая ступень должна быть обработана виброустановкой, которая поможет удалить из раствора лишний воздух и равномерно распределить смесь по всей площади.

Затем проводят трамбовку залитого бетона и его разглаживание правилом. Чтобы определить, насколько ровной получилась поверхность, используется уровень. После заливки нижней ступени нужно немного подождать, пока бетон хотя бы немного застынет, а затем уже можно переходить к следующей ступени. Она создается по такой же технологии, как и первая. Когда будет готова вторая ступень, можно приступать к заливке третьей и так далее.

После полной заливки всех ступенек нужно подождать хотя бы неделю, чтобы дать бетонному раствору хорошо застыть. Потом уже можно убирать опалубку.

Изготовление и установка опалубки

Для обустройства опалубки допускается использовать подручные средства:

  • металлические пластины;
  • доски или щиты из дерева;
  • листы ДСП или плиты ламинированной фанеры.

Деревянные материалы просты в применении и доступны по цене. Эти качества позволяют их использовать для опалубки.

Форма для изготовления ступенек выполняется из необрезной доски с толщиной, превышающей 1 см, или из фанерных пластин. На шероховатой поверхности отделочные детали фиксируются надежнее.

Металлические пластины подходят для создания опалубки крыльца сложной конфигурации. Высокая стоимость компенсируется возможностью придания материалу требуемой формы. Для ограждения круглой лестницы допускается применять влагостойкую фанеру. Прочный пластик используется при изготовлении опалубки нестандартных конструкций.

Щели заделываются подручными средствами. На большие отверстия набиваются деревянные планки. Для придания гладкости внешней поверхности опалубку затягивают полиэтиленовой пленкой или покрывают рубероидом.

Установка по периметру будущего крыльца дополнительных подпорок из бруса предотвращает изгиб щитов или досок. Для защиты ограждения от расползания под действием бетонного раствора поверх конструкции набиваются поперечные планки. Повышению надежности способствует применение схемы армирования.

Каркас из арматурных стержней укладывается в готовую опалубку. Рекомендуется железнить ограждение двумя металлическими сетками с ячейками 10х10 см. Первая помещается внизу, вторая располагается у верхней поверхности ступеней.

Готовим основу под бетонное крыльцо

Руководствуясь проектом и результатами расчетов, а также определившись с вариантом исполнения, приступайте к сооружению фундамента:

Готовим основу под бетонное крыльцо
Готовим основу под бетонное крыльцо
  • Разметьте контур будущей строительной конструкции.
  • Углубитесь в почву по контуру на 40–50 см.
  • Вывезите грунт, заполните приямок щебеночно-песчаной смесью.
  • Утрамбуйте подсыпку, сформировав слой толщиной 15–20 см.
  • Разровняйте подушку, гидроизолируйте ее полиэтиленовой пленкой.
Готовим основу под бетонное крыльцо
Готовим основу под бетонное крыльцо
Готовим основу под бетонное крыльцо

Залейте в армированный приямок бетонный раствор и утрамбуйте его

Готовим основу под бетонное крыльцо
Готовим основу под бетонное крыльцо
Готовим основу под бетонное крыльцо
  • Пробурите в стене здания каналы, вставьте стержни арматуры.
  • Проконтролируйте расстояние между прутками, которое должно превышать 10 см.
  • Забейте вертикальные прутки, обеспечив их возвышение над уровнем почвы на 20 см.
  • Замесите раствор, смешав песок, цемент и гравий в соотношении 3:1:3.
  • Залейте в армированный приямок бетонный раствор и утрамбуйте его.
  • Спланируйте основание и не подвергайте его механическим воздействиям до высыхания.
Готовим основу под бетонное крыльцо
Готовим основу под бетонное крыльцо
Готовим основу под бетонное крыльцо

Когда бетон окончательно затвердеет, на фундаментную основу можно устанавливать опалубочную конструкцию.

Готовим основу под бетонное крыльцо
Готовим основу под бетонное крыльцо
Готовим основу под бетонное крыльцо

Плавающая плита – идеальный вариант для проблемных почв

Такой тип фундамента для крыльца советуем обустраивать в ситуациях, когда грунт на участке характеризуется повышенной неустойчивостью. Плавающую плиту своими руками можно сделать так:

  1. Выполняете разметку – обозначаете деревянными кольями угловые точки будущего сооружения и протягиваете между ними капроновую веревку.
  2. Удаляете 0,4–0,5 м почвы на выделенном под строительство участке. Глубина основания должна быть тем больше, чем более влажный и пучинистый грунт вы обрабатываете.
  3. Уплотняете стены котлована, проливаете почву водой, выравниваете ее и трамбуете.
  4. На дно ямы помещаете геотекстильное полотно.
  5. Производите отсыпку котлована строительным песком. Процедуру выполняйте постепенно, насыпайте на дно котлована 4–5-сантиметровые слои материала, поливаете их водой и трамбуете. Оптимально осуществлять уплотнение песочных слоев виброплитой. Если таковой в наличии нет, трамбовку следует делать бруском крупного сечения (торцом такого изделия). Общая высота песчаной подушки – до 30 см (минимум – 15 см).
  6. На песок помещается арматурная сетка.
Плавающая плита – идеальный вариант для проблемных почв

Фундамент крыльца на плавающей плите

Теперь приступайте непосредственно к заливке фундамента для крыльца бетонной смесью. Эту процедуру необходимо сделать сразу, в работе не допускается никаких перерывов. Тогда вы гарантированно получите надежное основание под крыльцо дома, сооруженное своими руками. После застывания бетонной смеси желательно положить гидроизоляцию на поверхность плиты. Обычно подобное мероприятие выполняется в ситуациях, когда крыльцо строится в качестве отдельного от дома сооружения. Гидроизолятор не используется, если впоследствии вы планируете заливать ступени по плите.